ШУТОВА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА. МАКАРЬИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

«В моей семье истории о Великой Отечественной Войне занимают особенное место. Так как почти всех моих предков живших в то время коснулась война. Моя прабабушка Александра Ивановна Шутова прошла всю войну, неся службу в войсках ПВО. Много страшных моментов пришлось пережить ей за это время. Так же известно, что ее отец — Шутов Иван Иванович, тоже воевал, информация о нем до нас не дошла, на память осталась одна единственная фотография в военной форме. С обратной стороны, которой написано: «Любимой дочери Шуре от отца на память».

А прапрадед Филиппов Иван Дементьевич числился пропавшим без вести в боях за освобождение Латвии. Благодаря поискам моего отца, мы установили, что из-за ошибочной записи в «Журнале потерь личного состава» в графе семейное положение «Одинок», похоронка так и не пришла. На сегодняшний день мы знаем, где похоронен наш предок.

Подробнее я расскажу о своем прадеде, который, уходя на войну сказал: «Я обязательно вернусь домой!»

Мой прадедушка Макарьин Николай Иванович родился в 1922 году в деревне Плёсо (Вельский район, Архангельская область).

Когда началась война, ему было всего 19 лет. Он хотел быть трактористом. Но он стал рядовым в должности механика-водителя танка «Т-34» шестой танковой бригады на Волховском фронте.

Прадед рассказывал, что первые дни войны были очень трудными. Часто не хватало топлива и боеприпасов. Были случаи, когда командование вынужденно было посылать пехоту или кавалерию на вражеские танки. Так поступали вынужденно, при отсутствии своих танков или оберегая их для других операций. Но когда танки вступали в бой, танкисты бились до последнего. Часто рискуя и совершая подвиги.

Волховской фронт был открыт 17. 12. 1941. Второго декабря 1941 года. В один из дней их бригаде была поставлена задача стремительной атакой захватить определённый участок, который фашисты могли использовать как аэродром. Танковый кулак, стремительным броском вклинившись в оборону немцев, выполнил поставленную задачу. Но остальной фронт не смог развить наступление, и танкисты получили приказ отступать с земли, отвоеванной с большим трудом. В этом сражении прадед получил осколочные ранения в ногу и голову, был отправлен в госпиталь. Вскоре фронт качнулся в обратную сторону, и госпиталь был захвачен, а прадедушка попал в плен из перевязочного пункта.

Из концлагеря прадед трижды совершал попытки побега и был внесен в список смертников. Только в 1945 году ему удалось сбежать вместе с тремя товарищами. При поддержке немецких антифашистов они смогли переправиться в Швецию. Трое товарищей решили остаться в Швеции, боясь проверок. Но мой прадед помнил свои слова: «Я обязательно вернусь домой!». Он обратился в посольство СССР и силами посла Коллонтай Александры Михайловны, прадед смог вернуться на родину.

По возвращению прадедушка вернулся в ряды Советской Армии. Спустя годы в 1957 году государство решила восстановить справедливость и наградить моего деда несмотря на то, что большую часть войны он провел в плену. За его мужество он был награжден медалью «За отвагу».

Из наградного листа: «Товарищ Макарьин – водитель-механик танка Т-34 6 танковой бригады, будучи на фронте в период наступления на деревню Замосие Волховского фронта 2 декабря 1941 года тяжело ранен – осколочное ранение левой ноги и головы, вместе с другими бойцами с перевязочного пункта взят в плен, в плену находился до мая 1945 года. После пленения прошел спец. проверку и служил в Советской Армии до октября месяца 1945 года. Инвалидности не имеет».

После войны работал на Вельской лесоперевалочной базе. Позже работал на сплаве, на катере. Имеет патент на изобретение катамарана по вылову топляков. Спустя годы после войны он смог работать трактористом так как и мечтал. Пройдя тяжелыми дорогами плена, узнав горе войны, преодолевая страх смерти он смог вернуться домой и выполнить свое обещание.

Я помню и горжусь своим прадедушкой! Я благодарен ему за жизнь, за мирное небо над головой!», — правнук, Назыров Богумир Романович