ИСКУССТВО КАК ЛЕКАРСТВО

В Манеже прошла фотовыставка работ детей-сирот и детей с ограниченными возможностями «Сотвори себя»

Если письмо открыло человеку чудесный мир языка и абстрактного мышления, то фотография – возможности взгляда и территорию бессознательного. Фотография дарит такой же шанс открытия мира, себя и осознания своего места, как письменное слово. Хотя бы потому, что делает очевидной, осязаемой точку зрения. А раз так, то значение двух образовательных программ, которые подготовил Московский дом фотографии, – для школы-интерната № 24, где живут и учатся сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и для детей с ограниченными возможностями (вторая реализуется в Центре социальной реабилитации «Южное Бутово» при поддержке газеты The Moscow Times), – выходит далеко за рамки развлечения. Для школы-интерната Московский дом фотографии при поддержке MasterCardEurope оборудовал фотомастерскую. Занятия фотографией ведут два известных мастера – Сергей Киврин и Владимир Вяткин. Лучшие работы детей, сделанные за этот год, можно было увидеть на выставке «Сотвори себя», которая проходила в Манеже. В экспозиции были также работы детей из центра «Дети Марии», Красногорского союза многодетных и семей с детьми-инвалидами и ряда других организаций.

Результаты оказались совершенно неожиданными. Например, стало ясным, что снисходительное отношение к авторам (дескать, посмотрим, чему детки научились) абсолютно неуместно. Ряд работ, например Артура Филиповича, Этгара Солдатова, Игоря Ефремова, Ильи Мохова, Паши Новикова, Ильи Титаренко, Даши Титаренко, очень интересен, ярок, эмоционален. Скажем, лаконичный пейзаж «В Крыму», снятый Артуром Филиповичем, где ровную линию горизонта между небом и морем обрамляют две облупленные старые колонны, исписанные именами отдыхающих, строг, выразителен, словно древний гекзаметр. Никаких тебе внешних эффектов иль мельтешения деталей – только небо, море и свет, высвечивающий каракули на камне. Перед нами не море – окно в другой мир, ясный и свободный. Неслучайно другой свой снимок – с пловцом точно посередине кадра – Филипович назовёт «Свобода!». Свобода тут как глубокий вдох перед прыжком, как бесконечное путешествие, как плавание Одиссея иль даль романа… Это сочетание расчисленной строгости и мощной эмоции впечатляет чеканной выверенностью.

Нельзя не видеть и ещё одно. Для автора, да и не для него одного, фотография оказывается таким же окном, открывающим путь к свободе, как море. Она даёт возможность ускользнуть от чужих любопытных взглядов. Она орудие самозащиты, преграда, положенная между миром и тобой, и одновременно – способ общения с окружающими. Точнее, способ избирательного общения. С этой точки зрения неудивительно, что выставка «Сотвори себя» – сплошь из позитивных эмоций. Фотографии для детей оказываются копилкой драгоценных мгновений. Будь то закатное солнце, горящее в московском прудике, у подножия блочных многоэтажек (фото Димы Климакова), белый тигр в зоопарке (фото Паши Новикова) или желтоглазая Мурка на подоконнике (работа Кати Бариновой)…

Среди удач выставки неожиданно много портретов. И снимок «Мойдодыр» Этгара Солдатова, запечатлевший малыша в ванне, и фото «Ух, ты!» Игоря Ефремова, представившее изумление героя во всей его непосредственности, и работа «На дне рождения», где Даша Титаренко сняла подругу с солидным куском торта, и непарадные портреты мамы и бабушки, сделанные Пашей Новиковым, радуют тонкой наблюдательностью, мгновенной репортёрской реакцией, интересом к переживаниям других людей.

Счастливое изумление перед миром традиционно считается детским качеством. На выставке «Сотвори себя» это изумление отнюдь не выглядит очевидным «ребяческим» свойством. Пропущенное через призму объектива, оно становится осознанным. Внешне безмятежные, радужные фотографии, в сущности, потребовали от детей достаточно многого: собранности, умения преодолеть круг собственной боли и одиночества, неуверенности и стеснительности… Наконец, они были бы невозможны без владения азами профессии.

На выставке относительно мало снимков бытовых сценок. Эти фотографии лишены драматичности. Но вряд ли потому, что драм или трагизма недостаёт в жизни авторов. Скорее, это свидетельство того, что фотокамера всё же остаётся в их жизни по-прежнему необычным и непривычным явлением. Это не столько друг, который всегда с тобой, сколько приглашённый гость. Гостям показывают лучшее, то, чем гордятся и что любят. Поэтому выставка «Сотвори себя» тоже похожа на дар от хозяев зрителям. Дар, щедрость которого нельзя не оценить.

Жанна ВАСИЛЬЕВА

«Литературная газета», №45 (6249) (2009-11-11)